Сведения об образовательной организации
4111.png
Основные сведения
Наша школа
Структура и органы управления образовательной организацией
Структура и органы управления
Структурные подразделения
Документы
Устав МАОУ "СОШ № 41 г. Челябинска"
Копия лицензии на осуществление образовательной деятельности
Копия свидетельства государственной аккредитации
Результаты самообследования
О персональных данных
Правила приема обучающихся
Платные образовательные услуги
План финансово-хозяйствоенной деятельности
Закон Челябинской области "Об образовании в Челябинской области"
Локальные нормативные акты
Муниципальное задание
Коллективный договор
Правила внутреннего распорядка
Предписания контролирующих органов
Образец заявления о приеме
Распорядительный акт учредителя о закреплении территорий за ОО
Режим занятий обучающихся
Порядок и основание перевода, отчисления и восстановления обучающихся
Порядок оформления, возникновения, приостановления и прекращения отношений
Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Приказы о зачислении в МАОУ "СОШ № 41 г. Челябинска"
Образование
Общая информация
О реализуемых образовательных программах
Образовательная программа
Образовательная программа НОО
Адаптированная программа НОО
Учебный план
Рабочие программы
Календарный учебный график
Методическая копилка
Численность обучающихся
Внеурочная деятельность
План воспитательной программы
Профессиональные образовательные программы
Концепция ТЕМП
Образовательные стандарты
ФГОС
Документы
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Администрация школы
МО учителей истории и географии
МО учителей химии, физики и биологии
МО учителей начальных классов
МО учителей физической культуры и труда
МО учителей русского языка, литературы и музыки
МО учителей математики и информатики
МО учителей иностранных языков
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Общая информация
Оборудование рабочих кабинетов
Средства обучения и воспитания
Объекты спорта
Библиотека
Информационные системы
Электронные образовательные ресурсы
Условия питания обучающихся
Питание в школе
Обеспечение доступа в здание школы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Условия охраны здоровья
Доступ к информационным системам
Наличие специальных технических средств обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья
Стипендии и иные меры социальной поддержки
Выплата стипендий в школе
Трудоустройство выпускников
Общежития, интернаты
Платные образовательные услуги
Общая информация
Финансово-хозяйственная деятельность
Расходование материальных и финансовых средств
Приносящая доход деятельность, бюджетное и внебюджетное финансирование
План финансово-хозяйственной деятельности
Вакантные места для приема (перевода)
Вакантные места для приема
Погода

Яндекс.Погода

Психофизиологическая и учебнаяуспешность Печать
Автор Учитель   
26.09.2012 г.

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

 И УЧЕБНАЯ      УСПЕШНОСТЬ

 

         Чтобы точнее описать учебную успешность, давайте вспомним, как выращивают овощи.

Если посадить семена огурцов, то при правильном ухо­де можно получить хороший урожай вкусных хрустящих огурчиков. Но и при самом лучшем уходе на грядке не вырастет ни одного самого неказистого помидора. И с этим никто не спорит.

Однако если вернуться к детям, то тут действует такая же закономерность. Взрослые часто не видят, что дети разные и их учебные результаты тоже будет различать­ся. Поэтому давайте под учебной успешностью ребенка будем понимать тот личный максимальный результат по тому или иному учебному предмету, которого он сможет достигнуть без ущерба для своего здоровья.

ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Какие особенности ребенка больше всего влияют на учеб­ный результат? Можно выделить три основные группы:

психофизиологические особенности - тип нервной системы, ведущее полушарие головного мозга, ведущий канал восприятия информации;

особенности развития познавательной сферы (памя­ти, внимания, мышления);

личностные особенности, в том числе учебная моти­вация.

Каков механизм влияния особенностей ребенка на его учебный результат? Оказывается, все не так просто. Практически любая особенность имеет свои ресурсы, то есть возможности для улучшения учебного результата. Но имеет и ограничения, то есть возможности снижения учебного результата. Однако школа - методы препода­вания, программы, учебники, темп урока - рассчитана на «усредненного» ученика. А если ребенок существенно от него отличается, даже и в более сильную сторону, то в школе он попадает в заведомо неблагоприятные для себя условия и часто обречен на неуспех.

Таким образом, если те или иные особенности у ребен­ка сильно выражены, то можно предположить, что его учебный результат вне зависимости от его старания будет ниже потенциально возможного. Здесь очень важно от­метить, что более низкая успешность ребенка не является следствием нарушений в его развитии или недостаточно­го внимания к нему родителей (многие взрослые воспри­нимают это положение дел именно так). Это следствие классно-урочной системы обучения, которая, как и дети в ней обучающиеся, имеет свои ресурсы и свои ограни­чения. Одним из ее ограничений можно назвать более тяжелые условия для обучения детей с выраженными психофизиологическими, познавательными, личностны­ми особенностями.

Можно ли как-то помочь таким детям? Конечно. Орга­низации этой помощи и посвящена данная статья.

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Оказывается, на успешность обучения в школе может сильно влиять тип нервной системы ребенка. Поэтому необходимо, чтобы педагоги и родители знали об этом, учитывали особенности типа нервной системы в органи­зации урока, подготовке домашнего задания, помогали ребенку находить свои сильные стороны и компенсиро­вать трудности.

Итак, что такое тип нервной системы и как она вли­яет на процесс и результат обучения? Это понятие было введено И.П. Павловым. Он считал, что наиболее важ­ная характеристика нервной системы - сила процесса возбуждения, которая отражает ее работоспособность и проявляется в способности выдерживать сильное воз­буждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и ис­тощения.

С этой точки зрения можно говорить о сильном и сла­бом типах нервной системы, которые различаются, пре­жде всего, работоспособностью, которая может быть оптимальной при определенных условиях. Конечно, встречаются дети и со среднеслабым и среднесильным типом нервной системы. Но как уже говорилось, в школе в группу риска попадают дети с выраженными особен­ностями, поэтому на «средних» типах нервной системы останавливаться не будем.

Итак, дети со слабым типом нервной системы. В чем их трудности и ресурсы?

Дети со слабым типом нервной системы имеют более низкую выносливость, потому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых во­влеченным в работу нервным клеткам, тогда они сохра­нят оптимальную работоспособность. Кроме того, им подходит такое обучение, когда они имеют возможность выполнять качественно разнородные действия. Если им этого не обеспечить, они могут сами перейти к выпол­нению следующих действий до получения результата предыдущих. Они производят впечатление учеников, ко­торые не доделывают работу до конца. А на самом деле у них просто включается охранительное торможение, ко­торое помогает избегать переутомления.

К примеру, при заучивании текста им полезны вспо­могательные действия - деление текста на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление пла­на текста и др. Если же ребенок действительно устал, следует подумать, как организовать его отдых. Может быть, снизить внеучебную нагрузку (кружки, занятия спортом).

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

         Важно отметить, что дети со «слабым» типом нервной системы отличаются большей эмоциональной чув­ствительностью. Они бурно реагируют на такие внеш­ние воздействия, которые другими детьми не были бы замечены. Однако у них довольно быстро наступает по­рог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается. Это необходимо учитывать взрослым при организации поощрений и наказаний детей.

Слишком эмоциональное поощрение приведет к пере­возбуждению и снижению работоспособности учащихся. А замечание учителя на уроке, вероятнее всего, приведет к ухудшению результата деятельности. Такому ребенку вполне достаточно одного взгляда педагога или родителя, для того чтобы изменить свое поведение.

Нужно помнить, что у некоторых учащихся может сформироваться страх неудачи, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно снизит эффективность работы, приведет к снижению концентра­ции внимания. Поэтому таких детей необходимо учить умению переживать неудачу.

Помимо страха неудачи, детям со «слабым» типом нерв­ной системы присуще психосоматическое реагирование на невозможность добиться желаемого учебного результата.

ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ

         На работоспособность детей оказывает влияние сте­пень нервного напряжения. У «слабых» в сложной учебной ситуации тонус умственной деятельности сни­жается, а время выполнения задания увеличивается. Сле­довательно, качество контрольной работы может быть ху­же. Именно поэтому настраивать их перед контрольной: «Постарайся, думай лучше» и пр. - не стоит. «Слабым» детям это противопоказано. Такие слова могут привести их к полному срыву контрольной.

Даже если взрослые не будут говорить об ожидании успеха, но проявят свою заинтересованность косвенно, например, будут с ребенком старательно готовиться к контрольной, ухудшение результата вполне возможно. Поэтому стоит, напротив, слегка обесценить ее значи­мость, рассказать о собственных «провалах», вместе по­смеяться.

В то же время ученик со слабым типом должен иметь время, чтобы настроиться на ответ или контрольную. Иначе следствием тоже может быть разрушение деятель­ности. Поэтому учащихся не следует ставить в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. Иногда им нужно предоставлять возможность давать от­веты в письменной форме.

Причем настроиться ученик должен не только на вре­мя, но и на форму проведения контрольной. Контрольное задание должно иметь привычную форму. Иногда полез­но давать задания по алгоритму, шаблону, единой схеме.

Получается своебразное «лезвие бритвы» - ученику нужно дать возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение.

 

ГЛАВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

Следующее, чем отличаются индивидуальные стили «слабых» и «сильных» детей, - это соотношение в де­ятельности главных и вспомогательных действий.

Что имеется в виду?

Оказывается, все человеческие действия, непосред­ственно ведущие к достижению определенной цели, делятся на главные, то есть непосредственно ведущие к достижению определенной цели, и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных действий - контролируют, подготавливают и пр. Напри­мер, в написании изложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и изложению в пись­менной форме. Вспомогательные действия ученика - он раскладывает удобно учебные предметы, написав абзац, прочитывает его, думает, о чем писать дальше, и т.п.

У детей со слабым типом нервной системы при свобод­ном выполнении заданий количество главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабо­чее место, настроиться на работу, проверить ее в конце работы. Иначе результат будет хуже, чем мог бы быть.

Еще одна особенность касается планирования де­ятельности. Детям со слабым типом лучше начинать новую работу, закончив предыдущую. Если необходимо сделать несколько заданий за длительный срок, то необ­ходимо спланировать их выполнение.

Тип нервной системы влияет и на приготовление уроков. Детям со слабым типом необходимы некоторые перерывы в работе, полная тишина и уединение. Приго­товление уроков полезно планировать. Выполнять сначала более трудные задания. Таким детям должна быть предо­ставлена возможность тщательно контролировать резуль­таты своей деятельности. Можно предложить учащимся придумать наглядные образы к устным заданиям, которые они потом смогут использовать в классе при ответах.

:

СИЛЬНЫЙ ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ОГРАНИЧЕНИЯ И РЕСУРСЫ

Выносливость таких детей высока. Они могут работать в быстром темпе, в режиме высокой интеллектуальной нагрузки. Однако задания должны быть разнообразны­ми. Монотонные задания вызывают у детей усталость, снижают качество работы.

Эмоциональная чувствительность детей с сильным типом позволяет им адекватно реагировать на замечания взрослых. Они не «рассыпаются» в ответ на замечания, качество их работы может даже улучшиться. Соответ­ственно, посильное нервное напряжение они переживать умеют. В трудной ситуации они увеличивают тонус ум ственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается. Поэтому контрольные работы ими могут выполняться лучше текущих. Родителям «сильных» детей накануне можно всячески настраивать их на успех, предлагать постараться, обе­щать поощрить.

У «сильных детей» больше главных действий, чем вспомогательных, у них могут быть трудности с органи­зацией рабочего места. Они делают ошибки по невнима­тельности, торопясь как можно скорее закончить работу, поскольку она им быстро надоедает. Для достижения высокого учебного результата их нужно учить проверять свою работу, причем использовать для этого вспомога­тельные средства (подчеркивать, проговаривать вслух).Им трудно планировать что-то заранее. Этому тоже сто­ит специально учить. Зато они могут делать несколько дел сразу. И не стоит ругать ученика, к примеру, если во время объяснения учителя он листает учебник. Он все слышит.

Высокая активность «сильных» детей нередко выра­жается в проблемах с дисциплиной. Им трудно спокойно высидеть урок. Они могут начинать смеяться, выкрики­вать или отвлекаться (читать, рисовать). Поэтому им не­обходимо предлагать творческие задания. Приготовление уроков «сильными» детьми может осу­ществляться за один присест (при наличии высокой мо­тивации). При этом допустим небольшой шумок. Обще­ство сверстников не мешает, а только помогает их работе. Однако им иногда требуется некоторая «раскачка» в на­чале работы, поэтому предпочтительнее делать задания от легких к трудным.Таким образом, если ребенок в школе недостаточ­но успешен, имеет смысл обратиться к специалисту- психологу и определить его тип нервной системы. Может быть, нужно помочь и самому ребенку, и педагогу в опти­мизации условий обучения.

 ВЕДУЩИЙ КАНАЛ ВОСПРИЯТИЙ

Однако не только невнимание к типу нервной системы ребенка может снизить качество его учебы. Обсудим еще один важный фактор.

Иногда родители удивляются, почему после одного и того же урока один ученик все запомнил, а другой не за­помнил почти ничего. Приходится дома еще раз учить, тратить время. Родители начинают искать причины, если такая ситуация повторяется часто. Просят психолога про­верить память или внимание. Чаще всего ребенок пока­жет возрастную норму. Тогда недоумевающий родитель либо признает ребенка неспособным, либо будет видеть причину в педагоге, который плохо умеет учить.

Однако достаточно часто не виноваты ни ребенок, ни учитель. А не запоминает ребенок потому, что восприни­мает информацию не в той форме, в которой ее препод­носит учитель. На учебную успешность школьника, ока­зывается, сильно влияет ведущий канал восприятия им информации.

Как ребенок, да и любой взрослый может получать зна­ния? Наиболее важными являются три способа: зрение, слух и ощущения. Их обычно называют визуальным, аудиальным и кинестетическим. Иногда из визуально­го выделяют еще один способ - логический, который опирается на восприятие формул, графиков, схем. Лю­бой человек умеет пользоваться каждым из выделенных способов, но имеет свой наиболее «любимый», наиболее легкий. Интересно, что и передавая информацию друго­му, человек будет использовать этот же способ. Получа­ется, что способ восприятия и способ передачи знаний у одного и того же человека совпадают.

Однако есть дети, у которых только один способ воспри­ятия хорошо развит, остальные слишком трудны для ис­пользования. Именно эти дети могут не усваивать инфор­мацию на уроке и производить впечатление забывчивых в случае, если их способ получения знаний не совпадает со способом подачи его учителем, который, как и всякий человек, имеет свой предпочитаемый способ. В особо сложной ситуации могут находиться дети-кинестетики, поскольку для хорошего усвоения им надо потрогать, разо­брать, сложить или произвести какие-то другие действия, на что времени на уроке практически не остается.  Какой можно сделать вывод? Если ребенок плохо усваивает, запоминает учебный материал, необходимо в качестве одной из возможных причин рассмотреть несо­впадение его способа получения информации и ее препо­давания. Если с помощью школьного психолога эта при­чина подтверждается, нужно, конечно, помогать ребенку развивать те способы, которые у него плохо «работают». А пока, еcли хотим поговорить с ним «по душам» о чем- то важном, будем использовать предпочитаемый способ ребенка. Если ребенок

 кинестетик, будем включать в речь описание своих ощущений. К примеру, если очень огор­чают невыученные уроки, можно сказать так: «Когда я проверяю твои уроки и они оказываются невыученными, меня как будто колют тысячами иголок, так мне плохо».Если ребенок визуал - включаем образы. «Давай по­смотрим на перспективы того, что ты не делаешь уроки. Заглянем в будущее. Какие картинки у тебя всплывают?» Если аудиал: «Расскажи мне, почему тебе не удалось их все-таки сделать». Если логик: «Давай строить график твоих невыученных уроков. Тогда мне можно будет не беспокоиться и заранее предполагать, в какой из дней они не будут сделаны».

Кроме разговора «по душам» с использованием пред­почитаемого способа необходимо научить ребенка делать уроки. Кинестетику можно позволить на столе держать неубранные вещи, чтобы по мере выполнения заданий он мог бы потрогать, повертеть их. Визуалу нужно предла­гать делать рисунки перед выполнением задачи, при про­чтении текста, при запоминании стихов. Рисунки мож­но потом использовать как опоры при воспроизведении учебного материала. Некоторым визуалам трудно рабо­тать по устным инструкциям, тогда их нужно переводить в письменную

 форму. Аудиалу нужно предоставить возможность пошептать, прочитать вслух (можно шепотом) условие задачи, учеб­ные тексты, вслух ответить на предложенные вопросы.

Логику будет проще решить задачу, если он сделает к ней чертеж. Легче запомнить текст, если он будет делить его на части и выделять в них главный смысл.

          Ольга ХУХЛАЕВА,

доктор педагогических наук,

 школа «Президент», Москва

 

                   

 
« Пред.
Сегодня
День за днем
Новости
Расписание_уроков_1_смена
Расписание_уроков_2_смена
Информационная безопасность
Нормативное регулирование
Обучающимся
Родителям
Детские безопасные сайты
Педагогическим работникам
Локальные нормативные акты
Лето 2018
4 летние смены Дворца пионеров и школьников им. Н.К.Крупской
Конкурсы
"Пожарам NET"
Конкурс видеороликов
Безопасность в информационном обществе
Рождественская мечта
Положение фестиваля им. А.И.Трегубова
Конкурс "Моя гордость - Россия"
Начальная школа
**Родителям_первоклассников**
ФГОС НОО
Информация по ФГОС НОО
ОРКиСЭ
Учебники по основам религии
Образовательная программа НОО
Как выбрать первого учителя
Адаптированная программа НОО
ОРКСЭ
ГИА 2018
Методические рекомендации
Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Челябинской области в 2018/2019
Сроки и места регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Челябинской области в 2018/2
Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения в 2018-2019 учебном году
Об утверждении сроков, мест и порядка регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) в Челя
Информационные плакаты ЕГЭ
Соответствие первичных и тестовых баллов
Документы
Словарь ЕГЭ
Брошюра "Я сдам ЕГЭ"
100 лет дополнительному образованию
Основные сведения
Расписание педагогов дополнительного образования
Вокально-хоровая студия «Искорки»
Ансамбль танца «ЛАДА»
Творческая мастерская
Школьное ученическое самоуправление
Секция футбол-хоккей
Секция волейбол
Секция каратэ
Школьный музей "Отечество"
ГТО
Общая информация
«Твои пять шагов до знака ГТО»
«Отчетные периоды ГТО»
«Дополнительные Баллы для Абитуриентов. Все о ГТО»
Информация о центрах тестирования ВФСК ГТО
Ступени ГТО
О мероприятиях по выполнению ГТО в летний период
Об организации выполнения испытаний комплекса ГТО
Дорожная безопасность
Дорожная безопасность
Информация для учителей, родителей, учащихся
Конкурсы, акции
ГИБДД УМВД России по г. Челябинску сообщает
Листовка по ВУЗу МВД
Соблюдайте ПДД
Безопасность
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ
Памятки по антитерросристической защищенности населения
Оповещение населения о террористической угрозе
Безопасность в период новогодних праздников
Памятка по предотвращению террористических актов
Как не стать жертвой преступления
Негативные последствия употребления наркотиков
Что такое разбой
"Экстремизму НЕТ!"
Буклет для детей
Послушайте!
Никто не забыт, ничто не забыто
Опоздание
Акции
"Дети улиц"
Соревнование классов "Наше здоровье в наших руках"
Месячник защиты детей
"За здоровый образ жизни"
"Образование всем детям!"
Знай и люби Челябинск
Правовое просвещение
Всероссийская_антинаркотическая_акция
Спорт- альтернатива пагубным привычкам
Телефон доверия
Родом из детства
Акция "Подросток"
Акция "Защита"
Единый урок по безопасности в сети Интернет
Учащимся и родителям
Правовой навигатор
Правила_поведения_учащихся_в_школе
О запрете курения
Полезный soft
Страничка здоровья
Права и обязанности учащихся
О школьной форме и внешнем виде
Телефоны вызова экстренных служб
Регламент проведения мониторинга качества образования
Кабинет психолога
Информация учителям
Тесты
Советы родителям
Школьные новости

  * Нормативное регулирование
  * Памятка
  * Памятка для родителей по медиабезопасности несовершеннолетних
  * ВебЛандияВебЛандия
  * "Большая перемена"
  *
  * Фонд «Дружественный Рунет»
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Статистика
Пользователей: 23325
Новостей: 1263
Ссылок: 56
Посетителей: 11695118
Сейчас на сайте находятся:
5 гостей
 
  что-то что-то что-то КПМО Сетевой город атлас профессий Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования Анкета «Изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания образовательных услуг» питание Госуслуги Персональные данные  
 
 
     
© 2018 МАОУ "СОШ № 41 г. Челябинска"
Создание сайта А.А. Караник 2006 и И.В. Галимова 2006-2009
Администратор Е.А. Полубесова 2009-2018