Сведения об образовательной организации
4111.png
Основные сведения
Наша школа
Структура и органы управления образовательной организацией
Структура и органы управления
Структурные подразделения
Документы
Устав МАОУ "СОШ № 41 г. Челябинска"
Копия лицензии на осуществление образовательной деятельности
Копия свидетельства государственной аккредитации
Результаты самообследования
О персональных данных
Правила приема обучающихся
Платные образовательные услуги
План финансово-хозяйствоенной деятельности
другие документы
Закон Челябинской области "Об образовании в Челябинской области"
Локальные нормативные акты
Муниципальное задание
Коллективный договор
Правила внутреннего распорядка
Предписания контролирующих органов
Образец заявления о приеме
Распорядительный акт учредителя о закреплении территорий за ОО
Образование
Общая информация
Учебный план
Календарный учебный график
Образовательная программа
Методическая копилка
Концепция ТЕМП
Фестиваль технического творчества
Внеурочная деятельность
План воспитательной программы
Профессиональные образовательные программы
Численность обучающихся
Программы по предметам
Образовательные стандарты
ФГОС
Документы
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Администрация школы
МО учителей истории и географии
МО учителей химии, физики и биологии
МО учителей начальных классов
МО учителей физической культуры и труда
МО учителей русского языка, литературы и музыки
МО учителей математики и информатики
МО учителей иностранных языков
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Общая информация
Оборудование рабочих кабинетов
Средства обучения и воспитания
Объекты спорта
Библиотека
Информационные системы
Электронные образовательные ресурсы
Условия питания обучающихся
Питание в школе
Стипендии и иные меры социальной поддержки
Выплата стипендий в школе
Трудоустройство выпускников
Общежития, интернаты
Платные образовательные услуги
Общая информация
Финансово-хозяйственная деятельность
Расходование материальных и финансовых средств
Приносящая доход деятельность, бюджетное и внебюджетное финансирование
План финансово-хозяйственной деятельности
Вакантные места для приема (перевода)
Вакантные места для приема
Погода

Яндекс.Погода

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Печать
Автор Учитель   
16.06.2012 г.

Рабочая программа

по курсу «Основы религиозных культур

и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

                Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 41 г. Челябинска

                                              

 

 

 

                              

                                              

Рабочая программа

по курсу «Основы религиозных культур

и светской этики»

модуль «Основы православной культуры»

учитель: Шевелева Р.С., Кузнецова О.А.

                                                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2012

Пояснительная записка

Настоящая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( ФГОС НОО), а также с учётом лучших традиций  российской педагогики

        При разработке учебных программ и пособий по основам православной культуры были использованы книги К.Д.Ушинского, а также учебник К. Лукашенко. Почему так важно возрождение родной педагогики?

Требования ФГОС НОО проистекают из Закона Российской Федерации «Об образовании», пункт 2 статьи 14, которого гласит, что содержание образования должно обеспечивать интеграции личности. Не случайно интеграция личности в национальную культуру поставлена на первое  место. Иной порядок не обеспечивает развитие национального самосознания российских школьников и формирование их как свободных и ответственных граждан России.                                   

          Закон Российской Федерации «Об образовании» также требует, чтобы основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивали реализацию федерального государственного федерального стандарта, «с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников». А рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы должны обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся (пункт 6 статьи 9 «Образовательные программы» Закона РФ « Об образовании»). Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей ( законных представителей ), а также выбора ими учебного предмета « Основы православной культуры» - одного из модулей комплексного учебного курса « Основы религиозных культур и светской этики».

Рабочая программа является частью комплекта учебно-методических материалов по предмету «Основы православной культуры».

В учебно-методический комплект входят:

Учебное пособие для учащихся

Книга для учителя

Книга для родителей

Книга для семейного чтения

                       Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений. 

            В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных обьединениях» ( 1997 г.) подчёркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры  в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества в глубь времён. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы в последствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.

Основные задачи учебного предмета осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

- усвоение ими понятий «священный», «святой», «заветный» (« Россия-священная наша держава», «святой долг», «заветные слова»);

- привития почтительного отношения к Государственным символам России (Государственному Гербу, Флагу и Гимну );

-  ознакомление с важнейшими священными страницами родной истории - Великими Днями Побед, принёсшими независимость и славу России (День Победы на Куликовом поле, День Победы в Отечественной войне 1812 года, День Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 годов и другие);

- привития почтительного отношения к памятникам Великих Побед, священным местам великих сражений;

- ознакомление с именами и подвигами выдающихся правителей Руси ( святые князья Владимир Красное Солнышко, Александр Невский, Дмитрий Донской ), национальных героев ( Минин, Пожарский, Суворов, Кутузов , Ушаков ), великих святых Русской Православной Церкви (Сергий Радонежский, Серафим Саровский);

- ознакомления со всемирными памятниками православной культуры России: иконами ( Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва ), храмами ( Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице-Сергиева Лавра );

- усвоения основных духовно нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях. Сказаниях, преданиях, житиях святых, пословицах и поговорках, русских народных сказках, а также выдающихся произведениях русской классической литературы;

- усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это - социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, Честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

- воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

- формирования благожелательного отношения к носителям иных религиозных культур, другого мировоззрения.

 

        Основные содержательные линии учебного предмета 

                    «Основы православной культуры»

       Изучение основ православной культуры учащимися 4класса реализуется последующим взаимосвязанным содержательным линиям:

  • Понятие «Священный» В отношении к родной истории и культуре. Священное значение Государственных символов России (Государственных Гимна, Герба, Флага). Любовь к Родине.
  • Священные страницы истории Отечества. Дни Победы в Российском историческом календаре. Память о народном и воинском подвиге в отечественной истории и культуре.
  • Всемирно известные памятники православной культуры России - храмы, иконы, книги, монастыри.
  • Нравственные идеалы в отечественной истории, литературе и культуре. Выдающиеся герои, святые люди России и подвижники веры и благочестия.
  • Православные традиции патриотического социального служения в современной России.
  • Семейные ценности в российской истории, отечественной культуре и современной жизни.
  • Возрождение православной культуры России в конце XX - начале XXI века.
  • Нравственные основы православной культуры России: доброведение и доброделание.
  • Азбука духовно-нравственной жизни: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие.

Учитывая глубокий кризис воспитания детей и молодёжи, о возрождении этих качеств надо прежде всего заботиться как родителям, так и школьным педагогам.

 

 

 

Принципы построения учебного предмета   

«Основы православной культуры»

Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может выражена словами замечательного русского писателя В.А.Жуковского: «Образование - это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

  • Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.
  • Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4класса, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы известны из других учебных предметов.
  • Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип признан способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем в обучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4 класса по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, - говорил Святитель Филарет  (Дроздов), митрополит Московский. Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. <...> Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте - тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к осознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока. Период обучения ребёнка в школе - это не только время, когда он усваивает материал учебника, но и когда открывает для себя подлинные духовно-нравственные ценности (ценности, которые выше человека и которым он может следовать в своей жизни): любовь к Родине, уважение е старшим, сострадание ближним, благоговение к жизни и др. В период школьного обучения ребёнок впервые задумывается над мировоззренческими проблемами, ищет ответы на вопросы о смысле жизни, о смысле своего существования. И именно открытия мира духовно-нравственных ценностей позволяет школьнику вырасти в полную меру своих дарований и талантов, делает его по настоящему свободным и ответственным гражданином своего Отечества.

            В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе

Планируемые результаты освоения учащимися

программы по основам православной культуры.

Личностные результаты изучения учебного предмета

"Основы православной культуры" 4 класса:

-осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского го  сударства (российская идентичность);

-развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;

-знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

-осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба. Ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

-умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы.

Метапредметные результаты изучения основ православной

культуры учащимися 4 класса:

  • Развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;
  • Любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;
  • Умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;
  • Умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи;

Предметные результаты изучения основ православной        культуры в начальной школе:

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории( к примеру, Александр Невский - Ледовое побоище);

- умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

-умение соотносить старый и новый стили ( даты юлианского и григорианского календарей ), знание причины расхождения этих календарей;

- приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культуры России, имеющей особое значение в истории России в становлении её духовности и культуры;

    - приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий     добро-зло, правда-ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

 

  -формирование потребности в нравственном совершенствовании.

 Содержание программы

« Основы православной культуры»

  • Россия - наша Родина
  • Культура и религия
  • Человек Бог в православии
  • Православная молитва
  • Библия и Евангелие
  • Проповедь Христа
  • Христос и Его крест
  • Пасха
  • Православное учение о человеке
  • Совесть и раскаяние
  • Заповеди
  • Милосердие и сострадание
  • Золотое правило этики
  • Храм
  • Икона
  • Творческие работы учащихся
  • Подведение итогов
  • Как христианство пришло на Русь
  • Подвиг
  • Заповеди блаженств
  • Зачем творить добро?
  • Чудо в жизни христианина
  • Православие о Божием суде
  • Таинство причастия
  • Монастырь
  • Отношение христианина к природе
  • Христианская семья
  • Защита Отечества
  • Христианин в труде
  • Любовь и уважение к Отечеству

 

Рекомендуемая литература;

  • Ушинский К.Д. «Родное слово»: Книга для детей и родителей. М.: Лествица, 2003.
  • Ушинский К.Д. «О нравственном элементе в воспитании»// Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В11-ти тт. Т. 2. Педагогические статьи. 1857-1861 гг. М. Л., 1948. С. 425-488.
  • Ушинский К.Д. «Нравственное влияние как главная задача воспитания» // Ушинский К.Д. «Избранные педагогические сочинения»: В 2-х тт. Т.1. М., 1953. С. 327-332.
  • «Молитвы русских поэтов». XI-XIX: Антология / Автор-составитель В.И.Калугин. М.: Издательский дом «Вече», [2010].
  • «Круг Лета Господня». Времена года. Православные праздники: Антология русской поэзии; В 4-х кН. Приложение: Методическое пособие по основам красноречия. М.: Храм Христа Спасителя, 2009.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
« Пред.   След. »
Сегодня
День за днем
Новости
Расписание_уроков_1_смена
Расписание_уроков_2_смена
Конкурсы
Дорога и дети
Конкурс правовой направленности ПравДа!
Животные-герои любимых книг
Положение о портфолио
Положение фестиваля
Фотокросс
Начальная школа
**Родителям_первоклассников**
ФГОС НОО
Информация по ФГОС НОО
ОРКиСЭ
Учебники по основам религии
Образовательная программа НОО
Как выбрать первого учителя
Адаптированная программа НОО
ГИА 2017
Методические рекомендации
ИНформация к родительским собраниям
Перечень олимпиад, дающих льготы при поступлении
Прием в ВУЗы
Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения
"Об утверждении состава и положения о государственной экзаменационной комиссии..."
"Об утверждении организационно-территориальной схемы проведения ГИА..."
"Об утверждении мест расположения пунктов проведения экзаменов..."
Распределение участников ГИА-11 по ППЭ
Информационные плакаты на Официальном информационном портале ЕГЭ
Информационные плакаты на Официальном информационном портале ГИА
Словарь ЕГЭ
Документы
Соответствие первичных и тестовых баллов
Бланки ЕГЭ
Общая информация
Результаты ГИА-9
Результаты ГИА9_приказ
Дополнительное образование
Основные сведения
Вокально-хоровая студия «Искорки»
Расписание педагогов дополнительного образования
Расписание тренеров-преподавателей
ГТО
Общая информация
«Твои пять шагов до знака ГТО»
«Отчетные периоды ГТО»
«Дополнительные Баллы для Абитуриентов. Все о ГТО»
Информация о центрах тестирования ВФСК ГТО
Ступени ГТО
О мероприятиях по выполнению ГТО в летний период
Безопасность на дорогах
Паспорт дорожной безопасности МАОУ СОШ №41
Зеленая волна
Отряд ЮИД
Конкурс сочинений
Страничка ПДД
Листовки
Безопасность
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ
Памятки по антитерросристической защищенности населения
Оповещение населения о террористической угрозе
Безопасность в период новогодних праздников
Памятка по предотвращению террористических актов
Как не стать жертвой преступления
Негативные последствия употребления наркотиков
Что такое разбой
"Экстремизму НЕТ!"
Буклет для детей
Послушайте!
Никто не забыт, ничто не забыто
Опоздание
Акции
"Дети улиц"
Соревнование классов "Наше здоровье в наших руках"
"Защита"
Месячник защиты детей
"За здоровый образ жизни"
"Образование всем детям!"
Операция "Подросток"
Знай и люби Челябинск
Правовое просвещение
Всероссийская_антинаркотическая_акция
Спорт- альтернатива пагубным привычкам
Телефон доверия
Учащимся и родителям
Правовой навигатор
Правила_поведения_учащихся_в_школе
О запрете курения
Полезный soft
Страничка здоровья
Права и обязанности учащихся
О школьной форме и внешнем виде
Телефоны вызова экстренных служб
Регламент проведения мониторинга качества образования
Кабинет психолога
Информация учителям
Тесты
Советы родителям
Школьные новости

  * Опека
  * Обязанности опекуна
  * Приказ Комитета по делам образования
  * Постановление администрации города Челябинска
  * Телефоны доверия
  * Об участии в межведомственной профилактической акции «Защита» в 2017 году
  * Рекомендации для обучающихся общеобразовательных учреждений
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Статистика
Пользователей: 13354
Новостей: 1185
Ссылок: 56
Посетителей: 9697802
Сейчас на сайте находятся:
9 гостей и 2 пользователей
  • DavidDes
  • PhilipDuh
 
  что-то что-то что-то КПМО Сетевой город атлас профессий Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования Анкета «Изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания образовательных услуг» питание  
 
 
     
© 2017 МАОУ "СОШ № 41 г. Челябинска"
Создание сайта А.А. Караник 2006 и И.В. Галимова 2006-2009
Администратор Е.А. Полубесова 2009-2017