Сведения об образовательной организации
4111.png
Основные сведения
Наша школа
Органы самоуправления
Школьный музей "Отечество"
Семья и семейные ценности
Структура и органы управления образовательной организацией
Структура и органы управления
Структурные подразделения
Документы
Устав МАОУ "СОШ № 41 г. Челябинска"
Копия лицензии на осуществление образовательной деятельности
Копия свидетельства государственной аккредитации
Результаты самообследования
О персональных данных
Правила приема обучающихся
Платные образовательные услуги
План финансово-хозяйствоенной деятельности
другие документы
Закон Челябинской области "Об образовании в Челябинской области"
Локальные нормативные акты
Муниципальное задание
Коллективный договор
Правила внутреннего распорядка
Предписания контролирующих органов
Образование
Общая информация
Учебный план
Режим работы
Образовательная программа
Методическая копилка
Концепция ТЕМП
Фестиваль технического творчества
Внеурочная деятельность
10 классы
План воспитательной программы
Блоги учителей
Профессиональные образовательные программы
Численность обучающихся
Программы по предметам
Образовательные стандарты
ФГОС
Документы
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Администрация школы
МО учителей истории и географии
МО учителей химии, физики и биологии
МО учителей начальных классов
МО учителей физической культуры и труда
МО учителей русского языка, литературы и музыки
МО учителей математики и информатики
МО учителей иностранных языков
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Общая информация
Оборудование рабочих кабинетов
Средства обучения и воспитания
Объекты спорта
Библиотека
Информационные системы
Электронные образовательные ресурсы
Условия питания обучающихся
Питание в школе
Стипендии и иные меры социальной поддержки
Выплата стипендий в школе
Трудоустройство выпускников
Общежития, интернаты
Платные образовательные услуги
Общая информация
Финансово-хозяйственная деятельность
Расходование материальных и финансовых средств
Приносящая доход деятельность, бюджетное и внебюджетное финансирование
План финансово-хозяйственной деятельности
Вакантные места для приема (перевода)
Вакантные места для приема
Погода

Яндекс.Погода

Рекомендации родителям Печать
Автор Администратор   
07.09.2017 г.

 

ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ

 И УЧЕБНАЯ      УСПЕШНОСТЬ

 

        

ОСОБЕННОСТИ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Оказывается, на успешность обучения в школе может сильно влиять тип нервной системы ребенка. Поэтому необходимо, чтобы педагоги и родители знали об этом, учитывали особенности типа нервной системы в органи­зации урока, подготовке домашнего задания, помогали ребенку находить свои сильные стороны и компенсиро­вать трудности.

Итак, что такое тип нервной системы и как она вли­яет на процесс и результат обучения? Это понятие было введено И.П. Павловым. Он считал, что наиболее важ­ная характеристика нервной системы - сила процесса возбуждения, которая отражает ее работоспособность и проявляется в способности выдерживать сильное воз­буждение, не переходя в так называемое охранительное торможение для защиты от непомерной нагрузки и ис­тощения.

С этой точки зрения можно говорить о сильном и сла­бом типах нервной системы, которые различаются, пре­жде всего, работоспособностью, которая может быть оптимальной при определенных условиях. Конечно, встречаются дети и со среднеслабым и среднесильным типом нервной системы. Но как уже говорилось, в школе в группу риска попадают дети с выраженными особен­ностями, поэтому на «средних» типах нервной системы останавливаться не будем.

Итак, дети со слабым типом нервной системы. В чем их трудности и ресурсы?

Дети со слабым типом нервной системы имеют более низкую выносливость, потому им требуется больше времени на выполнение заданий, чтобы дать отдых во­влеченным в работу нервным клеткам, тогда они сохра­нят оптимальную работоспособность. Кроме того, им подходит такое обучение, когда они имеют возможность выполнять качественно разнородные действия. Если им этого не обеспечить, они могут сами перейти к выпол­нению следующих действий до получения результата предыдущих. Они производят впечатление учеников, ко­торые не доделывают работу до конца. А на самом деле у них просто включается охранительное торможение, ко­торое помогает избегать переутомления.

К примеру, при заучивании текста им полезны вспо­могательные действия - деление текста на фрагменты, рисование мысленных картинок к ним, составление пла­на текста и др. Если же ребенок действительно устал, следует подумать, как организовать его отдых. Может быть, снизить внеучебную нагрузку (кружки, занятия спортом).

КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С ЧУВСТВИТЕЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

         Важно отметить, что дети со «слабым» типом нервной системы отличаются большей эмоциональной чув­ствительностью. Они бурно реагируют на такие внеш­ние воздействия, которые другими детьми не были бы замечены. Однако у них довольно быстро наступает по­рог насыщения, после которого интенсивность реакций сильно снижается. Это необходимо учитывать взрослым при организации поощрений и наказаний детей.

Слишком эмоциональное поощрение приведет к пере­возбуждению и снижению работоспособности учащихся. А замечание учителя на уроке, вероятнее всего, приведет к ухудшению результата деятельности. Такому ребенку вполне достаточно одного взгляда педагога или родителя, для того чтобы изменить свое поведение.

Нужно помнить, что у некоторых учащихся может сформироваться страх неудачи, тогда при выполнении задания они будут ориентироваться не на достижение успеха, а на избегание неудачи, что существенно снизит эффективность работы, приведет к снижению концентра­ции внимания. Поэтому таких детей необходимо учить умению переживать неудачу.

Помимо страха неудачи, детям со «слабым» типом нерв­ной системы присуще психосоматическое реагирование на невозможность добиться желаемого учебного результата.

ПО ЛЕЗВИЮ БРИТВЫ

         На работоспособность детей оказывает влияние сте­пень нервного напряжения. У «слабых» в сложной учебной ситуации тонус умственной деятельности сни­жается, а время выполнения задания увеличивается. Сле­довательно, качество контрольной работы может быть ху­же. Именно поэтому настраивать их перед контрольной: «Постарайся, думай лучше» и пр. - не стоит. «Слабым» детям это противопоказано. Такие слова могут привести их к полному срыву контрольной.

Даже если взрослые не будут говорить об ожидании успеха, но проявят свою заинтересованность косвенно, например, будут с ребенком старательно готовиться к контрольной, ухудшение результата вполне возможно. Поэтому стоит, напротив, слегка обесценить ее значи­мость, рассказать о собственных «провалах», вместе по­смеяться.

В то же время ученик со слабым типом должен иметь время, чтобы настроиться на ответ или контрольную. Иначе следствием тоже может быть разрушение деятель­ности. Поэтому учащихся не следует ставить в ситуацию неожиданного вопроса, требующего быстрого ответа. Иногда им нужно предоставлять возможность давать от­веты в письменной форме.

Причем настроиться ученик должен не только на вре­мя, но и на форму проведения контрольной. Контрольное задание должно иметь привычную форму. Иногда полез­но давать задания по алгоритму, шаблону, единой схеме.

Получается своебразное «лезвие бритвы» - ученику нужно дать возможность подготовиться к контрольному мероприятию, но не переусердствовать, чтобы у него не включилось охранительное торможение.

 

ГЛАВНОЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ

Следующее, чем отличаются индивидуальные стили «слабых» и «сильных» детей, - это соотношение в де­ятельности главных и вспомогательных действий.

Что имеется в виду?

Оказывается, все человеческие действия, непосред­ственно ведущие к достижению определенной цели, делятся на главные, то есть непосредственно ведущие к достижению определенной цели, и вспомогательные, которые организуют условия для выполнения главных действий - контролируют, подготавливают и пр. Напри­мер, в написании изложения главное действие сводится к прочтению текста, запоминанию и изложению в пись­менной форме. Вспомогательные действия ученика - он раскладывает удобно учебные предметы, написав абзац, прочитывает его, думает, о чем писать дальше, и т.п.

У детей со слабым типом нервной системы при свобод­ном выполнении заданий количество главных действий меньше, чем вспомогательных. Для получения высокого результата им необходимо тщательно подготовить рабо­чее место, настроиться на работу, проверить ее в конце работы. Иначе результат будет хуже, чем мог бы быть.

Еще одна особенность касается планирования де­ятельности. Детям со слабым типом лучше начинать новую работу, закончив предыдущую. Если необходимо сделать несколько заданий за длительный срок, то необ­ходимо спланировать их выполнение.

Тип нервной системы влияет и на приготовление уроков. Детям со слабым типом необходимы некоторые перерывы в работе, полная тишина и уединение. Приго­товление уроков полезно планировать. Выполнять сначала более трудные задания. Таким детям должна быть предо­ставлена возможность тщательно контролировать резуль­таты своей деятельности. Можно предложить учащимся придумать наглядные образы к устным заданиям, которые они потом смогут использовать в классе при ответах.

:

СИЛЬНЫЙ ТИП НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ. ОГРАНИЧЕНИЯ И РЕСУРСЫ

         Выносливость таких детей высока. Они могут работать в быстром темпе, в режиме высокой интеллектуальной нагрузки. Однако задания должны быть разнообразны­ми. Монотонные задания вызывают у детей усталость, снижают качество работы.

Эмоциональная чувствительность детей с сильным типом позволяет им адекватно реагировать на замечания взрослых. Они не «рассыпаются» в ответ на замечания, качество их работы может даже улучшиться. Соответ­ственно, посильное нервное напряжение они переживать умеют. В трудной ситуации они увеличивают тонус умственной деятельности, в связи с этим время выполнения заданий уменьшается. Поэтому контрольные работы ими могут выполняться лучше текущих. Родителям «сильных» детей накануне можно всячески настраивать их на успех, предлагать постараться, обе­щать поощрить.

         У «сильных детей» больше главных действий, чем вспомогательных, у них могут быть трудности с органи­зацией рабочего места. Они делают ошибки по невнима­тельности, торопясь как можно скорее закончить работу, поскольку она им быстро надоедает. Для достижения высокого учебного результата их нужно учить проверять свою работу, причем использовать для этого вспомога­тельные средства (подчеркивать, проговаривать вслух).Им трудно планировать что-то заранее. Этому тоже сто­ит специально учить. Зато они могут делать несколько дел сразу. И не стоит ругать ученика, к примеру, если во время объяснения учителя он листает учебник. Он все слышит.

Высокая активность «сильных» детей нередко выра­жается в проблемах с дисциплиной. Им трудно спокойно высидеть урок. Они могут начинать смеяться, выкрики­вать или отвлекаться (читать, рисовать). Поэтому им не­обходимо предлагать творческие задания. Приготовление уроков «сильными» детьми может осу­ществляться за один присест (при наличии высокой мо­тивации). При этом допустим небольшой шумок. Обще­ство сверстников не мешает, а только помогает их работе. Однако им иногда требуется некоторая «раскачка» в на­чале работы, поэтому предпочтительнее делать задания от легких к трудным.Таким образом, если ребенок в школе недостаточ­но успешен, имеет смысл обратиться к специалисту- психологу и определить его тип нервной системы. Может быть, нужно помочь и самому ребенку, и педагогу в опти­мизации условий обучения.

 

(рекомендации доктора педагогических наук О.Хухлаевой)       

                    

Последнее обновление ( 11.09.2017 г. )
 
« Пред.   След. »
Сегодня
День за днем
Новости
Расписание_уроков_1_смена
Расписание_уроков_2_смена
Начальная школа
**Родителям_первоклассников**
ФГОС НОО
Информация по ФГОС НОО
ОРКиСЭ
Учебники по основам религии
Образовательная программа НОО
Как выбрать первого учителя
Адаптированная программа НОО
ГИА 2017
Методические рекомендации
ИНформация к родительским собраниям
Перечень олимпиад, дающих льготы при поступлении
Прием в ВУЗы
Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения
"Об утверждении состава и положения о государственной экзаменационной комиссии..."
"Об утверждении организационно-территориальной схемы проведения ГИА..."
"Об утверждении мест расположения пунктов проведения экзаменов..."
Распределение участников ГИА-11 по ППЭ
Информационные плакаты на Официальном информационном портале ЕГЭ
Информационные плакаты на Официальном информационном портале ГИА
Словарь ЕГЭ
Документы
Соответствие первичных и тестовых баллов
Бланки ЕГЭ
Общая информация
Результаты ГИА-9
Результаты ГИА9_приказ
Дополнительное образование
Основные сведения
Вокально-хоровая студия «Искорки»
Расписание педагогов дополнительного образования
Расписание тренеров-преподавателей
ГТО
Общая информация
«Твои пять шагов до знака ГТО»
«Отчетные периоды ГТО»
«Дополнительные Баллы для Абитуриентов. Все о ГТО»
Информация о центрах тестирования ВФСК ГТО
Ступени ГТО
О мероприятиях по выполнению ГТО в летний период
Безопасность на дорогах
Паспорт дорожной безопасности МАОУ СОШ №41
Зеленая волна
Отряд ЮИД
Конкурс сочинений
Страничка ПДД
Листовки
Безопасность
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ
Памятки по антитерросристической защищенности населения
Оповещение населения о террористической угрозе
Безопасность в период новогодних праздников
Памятка по предотвращению террористических актов
Как не стать жертвой преступления
Негативные последствия употребления наркотиков
Что такое разбой
"Экстремизму НЕТ!"
Буклет для детей
Послушайте!
Никто не забыт, ничто не забыто
Опоздание
Акции
"Дети улиц"
Соревнование классов "Наше здоровье в наших руках"
"Защита"
Месячник защиты детей
"За здоровый образ жизни"
"Образование всем детям!"
Операция "Подросток"
Знай и люби Челябинск
Правовое просвещение
Всероссийская_антинаркотическая_акция
Спорт- альтернатива пагубным привычкам
Телефон доверия
Учащимся и родителям
Правовой навигатор
Правила_поведения_учащихся_в_школе
О запрете курения
Полезный soft
Страничка здоровья
Права и обязанности учащихся
О школьной форме и внешнем виде
Телефоны вызова экстренных служб
Регламент проведения мониторинга качества образования
Кабинет психолога
Информация учителям
Тесты
Советы родителям
Школьные новости

  * ШУС
  * Сбор макулатуры
  * ОЛИМПИАДЫ
  * Приказ Комитета по делам образования
  * ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МАОУ СОШ № 41 ПО УЧАСТИЮ В АКЦИИ «ОБРАЗОВАНИЕ – ВСЕМ ДЕТЯМ»
  * Приказ Об участии в межведомственной профилактической акции «Образование всем детям»
  * Телефоны доверия
Авторизация





Забыли пароль?
Ещё не зарегистрированы? Регистрация
Статистика
Пользователей: 11339
Новостей: 1175
Ссылок: 56
Посетителей: 9239870
Сейчас на сайте находятся:
12 гостей
 
  что-то что-то что-то КПМО Сетевой город атлас профессий Технологии + Естествознание + Математика = Приоритеты образования Анкета «Изучение мнения родителей (законных представителей) о качестве оказания образовательных услуг» питание  
 
 
     
© 2017 МАОУ "СОШ № 41 г. Челябинска"
Создание сайта А.А. Караник 2006 и И.В. Галимова 2006-2009
Администратор Е.А. Полубесова 2009-2016, отв. за расписание Петров Андрей 2011-2016